Материал телеэфира («4 канал», Екатеринбург).
Сегодня в эфире мы обсуждаем тему: шалят ли ваши дети? И что им за это бывает? К обсуждениям уже готов присоединиться эксперт — психоаналитик Алёна Князева! И с ней мы обсудим, какое наказание приемлемо и за что?
— Что такое наказание для ребенка? Как он его воспринимает?
Наказание для ребенка это обида, несправедливость, часто страх: «Я плохой», «Я ужасный», «Меня не любят», «Это несправедливо!», «Мне больно!»
Ребенок никогда не делает из наказания того вывода, который хочет получить родитель. Что такое наказание? Это за плохо сделать плохо. Так ребенок усваивает, что «у нас в семье вот такие правила».
Обратимся к самому раннему периоду. Когда ребенок делает плохо, он надеется, что окружающие не повредятся от его действий. Он хочет причинить вред, чтобы убедиться, что окружение выстоит. Если окружение выстаивает, значит оно реальное, а не продолжение его фантазии. На самом деле он не уверен в этом. И если мама не разрушилась от того, что он ее укусил, значит мама существует, мама не исчезнет, она надежна. Можно не бояться и идти осваивать мир, а когда потребуется вернуться — мама будет на месте. Если же мама выходит из состояния равновесия и начинает реагировать, наказывая ребенка, она демонстрирует свою ненадежность, слабость. Наказывают люди в состоянии беспомощности. Ребенок сделает вывод, что мама — это продолжение его фантазии. Он хотел сделать ей плохо и маме стало плохо. Значит, его мысли опасны, его желания разрушительны. Желания и чувства могут навредить окружающим, нужно их беречь. Ребенок будет ограничивать себя в общении, в познании мира, потому что будет бояться его разрушить. Родители ведь хотят, чтобы ребенок был общительный, открытый, успешный в коллективе. А для этого у него должна быть уверенность в том, что люди и мир не разрушаются от его желаний, мыслей и чувств. Иначе ребенок будет останавливать себя стеснительностью, тормозить страхом навредить.
— В каких случаях стоит наказывать детей?
Ни в каких. Только если есть цель вырастить цепную собаку или превратить ребенка в серую ветошь. Ребенок будет мстить за несправедливость или совершенно бояться проявлять себя. Если хочешь донести до человека суть, наказание для этой цели не подходит. Оно отвлекает внимание ребенка само на себя, отвлекает его от сути, которую хочет донести родитель.
— Как правильно наказывать? Чего делать ни в коем случае нельзя?
Что вместо наказания? Нужно познакомить ребенка с естественными последствиями. Например, ребенок носился по квартире и разбил цветочный горшок. Нужно объяснить, что теперь нужно взять щетку, совок — черепки и землю туда, растение — сюда. Сходить вместе купить новый горшок, заново посадить цветок. Нужно дать прочувствовать реальные последствия и ребенок сам должен дойти до вывода, нравятся ему или нет эти последствия. Многие могут сказать: «Мой по-хорошему не понимает!» А на деле они может и не пробовали по-хорошему. Всякий раз, когда ребенок «не слушается», значит суть вопроса не донесена. Есть масса вещей, которым родители обучают ребенка, обходясь без наказаний. Всем удается объяснить, зачем закрывать кран после того, как помыли руки, что нужно смывать за собой в унитазе, разуваться у порога, раздеваться на ночь и одеваться на улицу. Просто не всегда последствия лежат на поверхности. Нужно наполнять действия ребенка смыслом. Если он не будет понимать смысл последствий, он будет действовать по принципу избегания наказания.
Современные родители очень легко повреждаются. Ребенок разлил сок — родителя уже бьет током. Хотя это не должно взрослого человека так разрушать. Разлил — берем тряпку, вытираем. Если сока больше нет — значит, нечего будет пить. Только не надо придумывать последствия, которых нет :). Если сок есть, нужно налить второй раз. Иначе это уже наказание, и ребенок будет обижаться.
Что касается вопроса, чего делать ни в коем случае нельзя: сознательное и намеренное причинение любой боли. Физической или эмоциональной.
— Можно ли обойтись вообще без наказаний?
Это требует выдержки, терпения и сознательности от родителей. Родители часто нетерпеливы. Если рассказывать о смысле последствий и даже давать их прочувствовать в общей атмосфере доброжелательности, ребенок не усвоит многое с первого раза. Это будет повторяться вновь и вновь. И нужно терпение для того, чтобы дать вызреть пониманию смысла. Куда легче крикнуть, гаркнуть, дернуть, шлепнуть — эффект быстрый, но не долговечный. Потому что вообще не про то.